Новый Кодекс об административных правонарушениях (КоАП) действует вот уже месяц. Неделю назад руководители ГИБДД рассказывали нашим читателям, что их подчиненные все еще "не готовы к работе при новом кодексе" и "робко с ним работают". В действительности гаишники на дорогах вполне освоились с новыми требованиями и ловко подстраивают их под привычные методы работы. В этом убедился корреспондент "Известий" в своем рейде по дорогам Москвы и Подмосковья.
На новый Кодекс многие возлагают большие надежды. Он вводит в быт доселе нам неизвестные цивилизованные стандарты отношений водителей и автоинспекции - без поборов, унижений и изъятия водительских прав по любому поводу. Принятый закон запрещает останавливать машину для проверки документов у водителя и пассажиров, досмотра автомобиля и проверки его технического состояния, замера вредности выхлопа. Машину нельзя эвакуировать, накладывать на колеса блокираторы и снимать номерные знаки за неправильную парковку или остановку в неположенном месте. Нельзя более подсовывать водителю трубки трезвости и всевозможные приспособления вроде кульков или стаканов, чтобы "убедиться", что он трезв. Главное же, инспектор не имеет теперь права взимать на месте деньги и забирать права. Хождение рубля между водителем и автоинспектором завершено. Посмотрим, так ли это на самом деле.
Шоссе на Москву в районе Щелково. Инспектор останавливает "Ауди" за нарушение правил обгона. Притормаживаю на противоположной стороне, наблюдаю. Инцидент заканчивается передачей денег.
Развилка Ярославского шоссе на Королев. Здесь, как и прежде, работает давно отлаженная схема: один гаишник быстро переключает светофор с зеленого на красный, другой ловит не сумевших вовремя остановиться водителей и собирает с них мзду за проезд на запрещающий сигнал. О "квитанциях" нет речи.
На своем привычном месте, за поворотом набережной Яузы, оказалась и патрульная машина с прибором измерения скорости. Здесь "ловят" автомобилистов не один десяток лет. После переговоров с водителями и тут, как и прежде, все кончается передачей денег.
- Запрещенным оказалось все, что еще недавно приносило беспроигрышный и солидный доход, - замечает Виктор Похмелкин, депутат Госдумы, один из разработчиков Кодекса и председатель "Движения автомобилистов России". - Можно ли в одночасье и добровольно отказаться от стабильных и высоких доходов, ради которых многие, собственно, и шли в ГИБДД?
Естественно, что потеря дохода вынуждает сотрудников ГИБДД искать новые пути.
Введение нового Кодекса не уменьшило возможность получения взяток, считают и руководители ГИБДД в регионах и на местах. По наблюдению Александра Пастухова, заместителя начальника управления ГИБДД Владимирской области, административная практика взимания штрафов в июле снизилась незначительно. А по Саратовской области из 3,5 тысячи дел, большая часть из которых "автомобильные", только 25 были переданы в суды. В Москве из более 10 тысяч зафиксированных нарушений в судебные органы направлено 450 материалов (4,5%). По остальным решения приняты, как и прежде - за взятку.
- Без хлеба мы никогда не останемся, - заметил мой знакомый гаишник Виталий, которого я подначил было тем, что, мол, теперь ему не на что будет ремонтировать свой "Гольф". - Во-первых, наши водители и раньше не хотели бежать в сберкассу, за долгие годы их приучили отдавать деньги на месте: попался - расплатился и забыл. Во-вторых, наши люди знают, как работают суды, сколько туда походишь и посидишь в очередях. Да и приставы - это не наше. Кто они, как действуют, когда придут? К тому же некоторые не хотят "светить" место жительства. Немало и тех, кто живет нелегально. Наконец, по новому Кодексу нам разрешается брать штраф до 1 МРОТ на месте (100 руб.), а 50 рублей - самая популярная купюра в "расчетах". Здесь и непристегнутый ремень безопасности, и выезд на перекресток при заторе, и неправильная остановка и стоянка, и проезд на красный сигнал. Не пропустил пешехода на "зебре", двигался выше 5 км/ч в жилой зоне, превысил скорость сверх установленной на 10-40 км/ч. Есть машины, не прошедшие ТО, и водители, не имеющие документов. Тоже наши "клиенты". Пьяные - всегда "особая статья". А когда введут воскресные лектории для нарушителей, водители станут давать еще охотнее. Маленькая деталь: с начала действия Кодекса у нас еще никто не уволился и не собирается уходить.
Как показали наши наблюдения, водители действительно охотно расстаются с деньгами на месте.
- Мне так проще, - говорит водитель Леонид Пархомников, остановленный по дороге на Красноармейск за превышение скорости и расплатившийся с гаишником на месте, - сбербанка у нас в деревне нет, надо ехать специально в Пушкино, а там - то выходной, то обед, то очередь. Да и договориться на меньшую сумму с инспектором всегда можно, они теперь стали покладистые. В сбербанке я заплатил бы 100 рублей штрафа, а так отделался 50 рублями.
Чтобы водитель раскошелился в новых условиях, у инспекторов есть и другие способы. Один из них - оформление протокола о нарушении правил движения, по которому выносится штраф, оно стало настолько сложным, что, по наблюдению Виталия, уже на третьей минуте "неспешного заполнения" даже самый крепкий водитель начинает предлагать разойтись по-хорошему.
Главными же в убеждении дать деньги стали "лишенческие" статьи нового Кодекса, по которым водитель может остаться без водительского удостоверения: превышение скорости на 60 км/ч, выезд на встречную полосу, непропуск спецавтомобиля, отказ от освидетельствования на трезвость. И хотя прав лишает теперь только суд, перспектива оказаться без главного документа делает водителей сговорчивыми, замечает Виталий.
Если надо доказать превышение скорости, берут с собой переносной знак "30" или "40" и устанавливают его в месте, где никак не подумаешь об ограничении скорости. Или организуют засаду у "забытого" знака после проведения дорожных работ. Выезд на встречную полосу легко усмотреть там, где заторы и пробки, в часы дачного "пика", у стертой разметки. А можно поставить временный знак "Обгон запрещен" на нешироком шоссе и сесть в кусты.
- Заподозрить, что водитель нетрезв, - делится со мной секретами Виталий, - лучше всего на трассе, вдали от больниц, в воскресный день, когда все домочадцы в машине, едут на дачу или в отпуск. Отказ проследовать в больницу для установления истины стоит 2000 рублей или лишения прав. Тогда как "сотка", другая ситуацию меняет. И ничего, никто и не пикает!
Правда, в скором времени гаишникам придется делиться своими доходами - с судами, которые призваны решать степень виновности водителя, определять меру наказания и решать споры между автовладельцами и ГАИ. Судьям тоже мало платят. А дорожные дела не столь социально опасны, как другие, следовательно, брать за них мзду не так стыдно.
|