www.perevozki.ru

27.12.2006Из Казахстана на Украину мимо России не проехать
     "Россияне и украинцы вечно спорят. И мы, учитывая это, также начинаем маневрировать. Вы же понимаете, это политика!" - так прокомментировал позицию АО "Национальная компания "Казакстан темiр жолы" ее главный инженер Кадыл Таласпеков на состоявшейся в Одессе презентации украинского представительства компании. И дипломатично добавил: "Мы бы пришли в Украину и раньше, но открытие представительства отодвигалось в связи с рядом не зависящих от нас обстоятельств, как внутренних, так и международных".
    
    Открывая презентацию киевского представительства в крупнейшем транспортном центре Одессы, глава казахстанской делегации подчеркнул: "Украина всегда была для нас дружественной страной, столь же дружественной, как и Россия". Как следовало из его выступления, именно подобная двуединая направленность интересов позволяет казахской стороне принимать оптимальные для себя решения в условиях усиливающейся борьбы Украины и России за грузовой транзит Казахстана. При этом на вопрос присутствовавшего здесь представителя Польских железных дорог в Украине "с точки зрения развития транзитных перевозок (включая дальневосточную его составляющую, следующую через Казахстан), какой путь в Западную Европу представляется казахстанкой компании более перспективным - через Россию или через Украину?", ответ К.Таласпекова был таков: "Полагаю, здесь и сейчас давать оценки было бы некорректно. Могу только сказать: естественно, мы привлекаем и будем привлекать транзит в европейском направлении. В любом случае, путь в Польшу лежит через Россию, независимо от того, прокладывать его через Украину или нет".
    
    В целом, оценивая роль Украины в развитии транспортного потенциала Казахстана, глава делегации отметил: "Прежде всего Украина является для нас транспортным выходом к третьим странам. Компания заинтересована в перевозках как на Украину в целом (с точки зрения сухопутного транзита в Европу), так и в направлении украинских портов в частности (для обеспечения выхода казахстанского экспорта на мировые рынки). В числе перспективных номенклатурных позиций, ориентированных на порты Украины, стоит указать уголь, нефтепродукты, зерно". Правда, с учетом декларированных надежд КТЖ на преимущества транзитного потенциала Украины некоторым диссонансом прозвучали сетования топ-менеджера компании на ряд проблем, тормозящих прохождение казахстанских грузопотоков через Украину.
    
    В частности, по его оценке, остается неудовлетворительным уровень организации перевозок зерна казахстанского происхождения через украинские порты. При этом проблемное прохождение зернотранзита "идет вразрез с общей тенденцией усиления внимания портового сектора Украины к возможностям компании и перспективам грузового потенциала Казахстана в целом". По информации К.Таласпекова, сегодня имеют место сверхнормативные простои вагонов-зерновозов принадлежности АО НК "КТЖ" в украинских портах; причем в качестве наиболее проблемного был упомянут Херсонский морской торговый порт, сворачивающий присутствие на рынке зернотранзита.
    
    Основной причиной простоев, по мнению К.Таласпекова, является неудовлетворительная работа экспедиторской цепочки железнодорожного плеча перевозок. "Я усматриваю здесь недоработки экспедиторских компаний. Наверное, придется обсуждать эти вопросы с ними в индивидуальном порядке", - подчеркнул он, указав, что участникам перевозок необходимо повышать ответственность за "доведение перевозочного процесса до конца".
    
    Не исключено, что проблемы по перевалке зерна могут привести к переключению таких потоков на иные направления, предупредил К.Таласпеков: "Казахстан всегда придерживается того транзитного направления, где не только короче, но и быстрее реализуется перевозка грузов. И экспедиторам следует работать исходя именно из этого". Дополнительной проблемой, по его мнению, может стать позиция России как транзитного плеча между двумя странами, и это обстоятельство следует учитывать Украине при формировании конкурентоспособных тарифных ставок на перевозку казахстанского транзита. Главный инженер КТЖ также сообщил, что сейчас Казахстан добивается от России скидок на железнодорожные тарифы по перевозке казахстанского зерна.
    
    В целом же, как пообещал глава делегации, Украине предстоит принять на себя увеличивающийся грузопоток казахстанского зерна. "В Казахстане зерна в этом году очень много; мы возим довольно большие количества, и рост перевозок продолжается. К концу года месячные заявки достигли уровня почти 1,2 млн тонн зерна, причем перевозки внутри страны составили лишь порядка 20%, остальная доля - внешнеэкономические, на экспорт. Это делает задачу ритмичной перевозки еще актуальнее", - заключил глава делегации Казахстана.
    
    Кроме того, он отметил увеличивающуюся роль для украинского транзита и других экспортных грузов РК.
    
    По его данным, за девять месяцев текущего года рост объема железнодорожных перевозок в Казахстане составил 10,2% к аналогичному периоду предыдущего года. При этом опережающими темпами возрастали значимые для Украины экспортные перевозки, где был зафиксирован прирост на уровне 20,3%. Следует учесть, что основную долю объемов отправленных грузов здесь составила номенклатура, имеющая стратегическое значение с точки зрения загрузки "Укрзализныци" и украинских портов: каменный уголь - порядка 40% совокупного объема отправок Казахстана (+6,7%), рудные грузы - 20% (+30%) и нефтегрузы - 10% (+5%). Столь же значимый для Украины транзит через Казахстан (преимущественно - китайский) вышел на годовой рост объемов на уровне 11%, при этом рост грузооборота в транзите составил свыше 14%.
    
    Среди мероприятий, обеспечивших рост транзитных грузоперевозок, представитель компании указал на введение ряда понижающих тарифных коэффициентов. Так, для увеличения доли контейнерного транзита, в т.ч. в контейнерах принадлежности КТЖ, последней декларировано намерение установить понижающий коэффициент на перевозки контейнерных грузов по транзитному участку Достык (Китай/Казахстан) - Сарыагаш по маршруту, потенциально выводящему китайские порты на Россию, Украину и далее (Ляньюнган – Алашанькоу – Достык – Сарыагаш – Келес - Ассаке). Подпадающая категория - крупнотоннажные груженные и порожние контейнеры в обоих направлениях.
    
    Также, по словам К.Таласпекова, велики перспективы увеличения сотрудничества Казахстана и Украины в сфере транспортного машиностроения. "Мы учитываем, что Украина - крупнейшая производственная база железнодорожного машиностроения. Исходя из накопившегося технической базы "Казакстан темiр жолы", достигшего сейчас значительного уровня, мы сегодня имеем на украинских предприятиях большой объем заказов для обновления технического потенциала железнодорожной отрасли), - отметил он, указав, правда, и на всемерное развитие Казахстаном собственной базы технического перевооружения отрасли. В числе наиболее крупных проектов этого направления - создание на территории Республике тепловозостроительного производства с участием зарубежного инвестора General Electric.
    
    Весьма большой интерес представляет для "Укрзализныцы" и опыт Казахстана в области реформирования железнодорожного транспорта.
    
    В целом сегодня не приходится сомневаться, что сотрудничество между Украиной и Казахстаном в сфере железнодорожного транспорта будет активно развиваться. Как, впрочем, и между Казахстаном и Россией.
    
 
РЖД-партнер