www.perevozki.ru

15.05.2018Стратегия обогнала приватизацию
     Продажа «Трансконтейнера» может затянуться
    
    Не дожидаясь продажи госпакета «Трансконтейнера», Минэкономики инициировало подготовку стратегии развития контейнерного рынка в России. Формально она не привязана к приватизации, но должна обеспечить «максимальный экономический эффект» от реализации акций. Это позволяет предположить, что приватизация откладывается на достаточно продолжительный срок. Эксперты видят смысл в такой тактике: стоимость пакета может вырасти минимум на 50%.
    
    Как стало известно “Ъ”, и. о. министра экономики Максим Орешкин (пока о его дальнейшей судьбе в правительстве ничего не известно) в конце апреля доложил и. о. первого вице-премьера Игорю Шувалову (покидает правительство) об итогах проработки перспектив развития контейнерных мультимодальных перевозок. Год назад ведомствам поручили заняться этим в контексте продажи ОАО РЖД контрольного пакета акций «Трансконтейнера».
    
    Как сообщается в письме, Минэкономики и Аналитический центр при правительстве (АЦП) установили, что к 2025 году объем железнодорожных контейнерных перевозок может достигнуть 5 млн TEU, а его потенциал — не менее 6,3 млн TEU (в 2017 году, по данным ОАО РЖД,— 3,89 млн TEU). Для реализации этого потенциала предложен ряд мер: создание центров для контейнеризации зерна и других балкерных грузов, запуск регулярных скорых контейнерных поездов, конкурирующих по скорости с автотранспортом, выравнивание условий перевозки пищепродуктов железнодорожным и автомобильным транспортом, разработка единого перевозочного документа для всех участников мультимодальной перевозки и так далее. Минэкономики просит поручить Минтрансу учесть предложения при разработке долгосрочной программы развития (ДПР) ОАО РЖД до 2025 года и сформировать стратегию развития контейнерных перевозок в РФ.
    
    В письме отмечается, что ОАО РЖД еще не приняло стратегию. О проекте концепции развития транспортно-логистического бизнеса (ТЛБ) ОАО РЖД “Ъ” писал в январе, тогда он предполагал создание альтернативы выбывающему «Трансконтейнеру» (планируется продать 50% плюс 2 акции) и возможную диверсификацию в портовые, автомобильные и речные перевозки (см. “Ъ” от 25 января). В ОАО РЖД “Ъ” пояснили, что с учетом «задач, поставленных президентом», компания актуализирует ДПР, предусматривая еще большие темпы роста и развития, а концепция ТЛБ разрабатывается в связке. В проекте ДПР (о нем см. “Ъ” от 10 октября 2017 года) не содержалось отдельных ориентиров по контейнерным грузам, но предусматривались меры, близкие к предложенным Минэкономики.
    
    В ФАС отметили, что в новом майском указе четко обозначены цели по развитию контейнерных перевозок: увеличение скорости и объемов транзита, а также строительство мультимодальных центров. Увеличение выручки от транзитных грузов позволит снизить тарифную нагрузку на внутренние железнодорожные перевозки, добавляют там. «Ожидаем от Минтранса план действий по исполнению указа,— сообщили “Ъ” в службе.— Готовы дерегулировать сегмент контейнерных перевозок, если это необходимо для развития конкуренции и увеличения транзита». В Минтрансе говорят, что направили позицию в правительство в начале мая. Источник, знакомый с ней, уточнил: министерство предлагает усовершенствовать правила перевозок грузов в контейнерах, принять меры для развития инфраструктуры ТЛЦ и закупки инновационных фитинговых платформ для ускорения движения и так далее. Министерство считает необходимым для этого установление правил недискриминационного доступа к терминалам общего пользования.
    
    В приложенном к письму проекте обращения к президенту Минэкономики подчеркивает, что предложенные меры не зависят от продажи акций «Трансконтейнера», но могут позволить «получить наибольший экономический эффект». Глава «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров отмечает, что разработка стратегии позволяет отсрочить возможную сделку и не приватизировать «Трансконтейнер» в условиях «неблагоприятной международной конъюнктуры». В течение 2018–2019 годов, поясняет эксперт, стоимость этого бизнеса может вырасти не менее чем на 50% даже при консервативном сценарии в связи с сохранением высокого уровня арендных ставок и стоимости предоставления фитинговых платформ и контейнеров.
 
Коммерсантъ